Интернет-урок по биологии для 7 класса.

"Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение."

 

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

1.            Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

2.            Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3.            Научить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока:  урок - исследование

Тип урока:  урок изучения нового материала

Прогнозируемый результат:

1.            Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

2.            Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

3.            Умение работать с источниками информации.

4.            Умение вести монолог, диалог.

 

Ход урока:

Дорогие ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Посмотрите предложенный видеофрагмент.

Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: Почему птицы летают?

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

Цель нашего урока сегодня познакомиться с особенностями внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований. Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

Исследование 1. Выполните задание "Внешнее строение птицы". (группа 1)

Вопросы к классу:                            

1.            Опишите форму тела птицы и укажите,  из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

2.            Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

3.            Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?     Проверьте, все ли вы запомнили?    

                          Внешнее строение птицы.

Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем  строении у птиц. Одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв?                                                   

                                                            

 

Исследование 2.   Перья птиц, строение и состав. (группа 2)

          

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1.           Рассмотрите коллекцию перьев птицы.

2.           Распределите их по внешним характерным особенностям.

3.           Объясните свой выбор.

4.           Как вы считаете,  внешнее отличие в строение пера связано с выполняемой функцией?

 У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки. Предположите, каково значение этого процесса?

Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Исследование 3. Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета.

(группа 3)

Ребята,  вы рассмотрели скелет птицы. Давайте выясним, какие изменения в строение  каждого отдела скелета птицы вам удалось найти.

1.            Назовите отделы скелета .

2.            Чем представлен скелет головы?

3.            Какие особенности скелета головы?

4.            Назовите отделы позвоночника.

 Какие отличия в строение отделов позвоночника вы нашли?

Правильно, позвонки во всех отделах срослись,( исключение  шейный и копчиковый). Как вы думаете,  срастание позвонков,  какую играет роль?

Ответы на следующие вопросы помогут вам понять, как приспособлен скелет птиц к полету и какие особенности он имеет.

  •  Какие отличия в строение пояса передних  конечностей вы обнаружили?

  •  Найдите грудину и ключицу. В строении грудины у птиц есть  отличия,  имеется  вырост киль.

  •  Как вы думаете,  каково предназначение киля и ключицы образующей вилочку для птицы?

  •  Какие изменения произошли в строение скелета передней конечности крыла,  у птиц  и какое это имеет значение?

  •  Чем представлен пояс задних конечностей?

  •  А сейчас ребята я хочу, чтобы вы обратили внимание на скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности?

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат задние конечности ноги. Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

 Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, что особенно важно для полета, хуже туловища.

Группы докладывают о полученных результатах своих исследований.

 Но не возникал ли у вас вопрос: А зачем птицам летать?

1.            Чтобы - строить гнезда повыше.

2.            Чтобы - спасаться от врагов.

3.            Чтобы - ловить добычу в воздухе.

4.            Чтобы - высматривать добычу на земле.

5.            Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.

Предложите свои варианты ответа.

    Второй вопрос: Зачем птицы прерывают полет?

1.            Чтобы - отдохнуть.

2.            Чтобы - уталить жажду.

3.            Чтобы - высиживать яйца.

4.            Чтобы - кормить птенцов.

5.            Чтобы - собирать корм с земли.

Предложите свои варианты ответа.

Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в  строении скелета, внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке. В заключении  познакомьтесь, пожалуйста,  с

   "Историческим отступлением о крыльях из поэмы 210 шагов" Р.Рождественского.

 

Дайте свое объяснение, почему человек не летает.

Рефлексия урока: ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов по проведенному сегодня уроку.

Домашнее задание:

1. Вам предлагается придумать презентацию по любой из предложенных тем, работы можно выполнять в группах и подготовить их к следующему уроку-конференции.

Темы презентаций:

- Наблюдения за моим домашним питомцем - особенности внешнего строения и поведения (попугайчики, канарейки и другие).

- Особенности полета хищных птиц.

- Рекордсмены-летуны (самые быстрые, дальние и высоко летающие).

- Специфические особенности использования клюва у птиц.

 

2. Ответьте на несколько вопросов по итогам выполнения заданий к уроку-конференции. Рефлексия.

 

 

Германова Юлия Борисовна, 2011-2012

Презентация "Многообразие птиц" (Какие разные, не правда ли? Что же их объединяет между собой?)

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы затрудняетесь с ответами, то посмотрите здесь (Особенности строения)

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте дополнительный материал :

Перья птиц, строение и состав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомьтесь с дополнительным материалом "Рост пера птицы"

 

Демонстрация сезонной смены перьев арктических птиц

Линька у птиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для ответов на вопросы вам поможет следующий материал. Раздел Скелет птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по подготовке презентации здесь.

 

 

 

 

 

 

На главную

 

 

Сайт управляется системой uCoz